Углич

Как сделать красивую пейзажную фотографию

Пейзажная фотография, вероятно, наиболее распространенный тип фотографии как среди любителей, так и среди профессионалов. 


 
Фотограф Летиция Спано

Потому что с первого взгляда кажется, что она очень проста в реализации. К сожалению, часто случается, что просматривая сделанные фотографии, мы понимаем, что они не передают всю полноту красоты пейзажа, которым мы только что восхищались.

Это происходит потому, что когда мы любовались поразившим нас ландшафтом, мы были эмоционально погружены в великолепие природы, мы были её частью. Это был мультисенсорный опыт. Фотография же – это двухмерное изображение, отчего оно априори является гораздо менее привлекательным.

То, к чему нужно стремится – это создать фотографию которая бы вдохновляла зрителя на желание посетить изображенные на ней места. Заставить работать их воображение – и на уровне фантазии достигнуть той самой мультисенсорности.

Чтобы добиться такого результата, в вашей фотографии должен быть «воздух», в ней должно чувствоваться пространство. Но при этом композиция не должна быть разбросанной, а наоборот – уравновешенной, гармоничной и поражать какой-нибудь необычной деталью, которая бы подчеркивала особую красоту ландшафта. Лучше не фотографировать с помощью метода «навел и щелкнул»: эти фотографии почти всегда оказываются банальными.

Вот несколько советов, чтобы получить хорошую отправную точку в пейзажной фотографии:

1) Не забывайте о переднем плане и о сюжете

Хоть обычно предметом пейзажной фотографии является сам пейзаж, полученное изображение часто разочаровывает, так как, охватывает слишком много элементов и не имеет определенной точки для внимания человека, глаз зрителя отвлекается на ненужное, и поэтому изображение кажется плоским. Чтобы восполнить недостаток глубины двумерного образа, сцена должна включать в себя разные уровни интерпретации. Поместите в кадр на передний план что-то, что поможет создать чувство перспективы и объемности, а также создать точку притяжения для глаза, направляя его в интерпретацию всего изображения.

2) Соблюдайте правила композиции

Хорошая композиция имеет решающее значение. Если вы не хотите статических и банальных фотографий, не помещайте объект в центре кадра. Используйте "правило третей" – оно обычно дает хорошие результаты. Согласно этому правилу нужно разделить кадр на девять равных частей. Пересечения четырех линий, которые идеально делят кадр, порождают «точки силы». На этих четырех линиях или в этих четырех точках помещаются значимые элементы изображения. Очень распространенной ошибкой является размещение горизонта в центре кадра, лучше например дать 2/3 пространства ландшафту и 1/3 небу, или наоборот, в зависимости от того, что вы хотите подчеркнуть. То же самое касается и переднего плана, лучше разместить объект на переднем плане на уровне 1/3 кадра и оставить другие 2/3 для фона.

Итак, надо пытаться создавать асимметричные композиции. Ваши фотографии приобретут больше динамики и композиционного равновесия. Если вы фотографируете городские пейзажи, используйте архитектурные линии, чтобы направлять глаз при чтении изображения, используйте диагонали и точки схода чтобы придать глубину сцене.

Разумеется, есть и исключения из "правила третей". Если сюжет имеет преобладающую симметрию, то безусловно фотография создаст большее впечатление, если вы сохраните эту симметрию и в изображении. Типичным примером являются отражения в воде, в этом случае размещение горизонта именно в центре кадра создаст сбалансированную композицию.

Еще один важнейший совет: не наклоняйте линию горизонта! Фото с покосившемся горизонтом очень мешает глазу. (Не говорят уже о том, что в этом случае вам не избежать культового комментария: Горизонт завален! – прим. редакции)

3) Измените точку зрения

Большая часть пейзажных снимков сделана с одной и той же точки зрения, часто со смотровой площадки. Когда мы впервые посещаем места и нет времени и возможности досконально их изучить, то мы попадаем в эту ловушку – получаем те же изображения, что остаются в памяти фотоаппаратов тысячи других людей. Лучше  уж купите открытку!

Гораздо интереснее попытаться найти иную точку зрения, например, установив камеру на землю или поднявшись на высокое место. Не ленитесь, будьте всегда готовыми двигаться в поисках оригинального кадра!

4) Обращайте внимание на освещение

Фотография это свет! Если есть возможность, избегайте середины дня, когда свет слишком сильный и контрастный, и тени слишком резкие и короткие. Обычно наилучшее освещение утром или ближе к вечеру, свет падает мягче и он более теплый и обволакивающий, что придает объем и атмосферу пейзажу. Безусловно, время восхода и заката два волшебных момента, так называемых “magic hour” - хотя и немного затасканных в пейзажной съемке.

5) Воспользуйтесь климатическими условиями

Качество света, кроме как от времени суток, зависит также от погоды. Это не правда, что яркий солнечный день с безоблачным небом является лучшим для съемки, наоборот он один из худших, особенно в середине дня. Если небо чистое, лучше чтобы его в кадре было как можно меньше. Если, однако, небо интересное, и оно может предоставить композиционные элементы изображению, можете ему выделить больше значения. Облака и грозовые тучи или туман, все эти элементы придают снимку чарующую атмосферу. Во время дождя, например, приятно позабавится с отражениями. Когда же пасмурно и небо полностью покрыто белой пеленой, свет неинтересный и контрасты слишком сглажены, и вы вряд ли получите интересные результаты. Часто удается решить проблему, преобразовав изображение в черно-белое. Помните, что вы можете использовать поляризационные фильтры для насыщения цветов и удаления нежелательных отражений или градиентные фильтры, чтобы уменьшить яркость неба и приблизить его к экспозиции земли, или ND фильтры (нейтрально-серые) если вам нужны длинные выдержки, когда света слишком много.

6) Поймайте движение

Вопреки распространенному мнению очень часто пейзаж не является статичным. Ветер, вода, волны, облака, животные, люди – это все движущиеся объекты. Движущиеся элементы предают пейзажу жизнь и динамизм. Великолепные эффекты могут быть достигнуты с помощью длительной выдержки в присутствии водных потоков, для этого необходим штатив. Или попробуйте поймать момент и дождитесь чтобы что-то вошло в кадр и добавило иной штрих снимку. Это может быть, например, птица в полете или стадо овец на холме, или человек, идущий по пустынной улице.

7) Технические аспекты

Чтобы получить хорошие результаты при съемке пейзажей вам не нужно много дорогостоящего оборудования. Достаточно камеры, предпочтительно зеркальной, штатива и бленды. Обычно используются широкоугольные объективы, потому что они позволяют охватить просторы ландшафта и подчеркивают перспективу, давая ощущение глубины изображения, но это не обязательное правило, попробуйте поэкспериментировать с сжатием перспективы с помощью телеобъектива. Фотографируя пейзажи, хорошо, чтобы весь снимок, или большая его часть, был в фокусе. Для увеличения глубины резкости необходимо закрыть диафрагму, значения, такие как f/11 f/16 являются оптимальными. Помимо диафрагмы, чтобы улучшить четкость деталей и уменьшить цифровой шум, лучше держать чувствительность ISO как можно ниже, как правило, 100 или даже 50, при низкой чувствительности ваши фотографии получатся практически без зернистости, с хорошим динамическим диапазоном и в общем отличного качества. Следовательно, увеличивается время выдержки, и становится необходимым использовать штатив, чтобы фото не оказалось смазанным. 

Другая тактика заключается в использовании таких механизмов съемки, как системы дистанционного управления или таймер. Не забывайте каких впечатляющих результатов можно достичь, применяя длинную выдержку при водных пейзажах, в ночное время и в определенных климатических условиях. Съемка с камеры, установленной на штатив, позволяет более внимательно составить кадр и дает вам больше времени, чтобы сосредоточится на композиции и технических аспектах. Кроме того, со штативом, вы можете использовать определенные технологии, которые позволяют делать казалось бы невозможные снимки: когда мы сталкиваемся с сюжетом с большой контрастностью и разницей в яркости, как например, между небом и землей, мы можем снять несколько кадров, по крайней мере два, идентичных в композиции, но с разными экспозициями. Объединяя фотографии на компьютере, мы создаем одно изображение с широким динамическим диапазоном (HDR). И наконец, существуют панорамные фотографии, которые являются наивысшим изображением пейзажа так, как воспроизводят в одной фотографии обширную территорию. Они создаются из двух или более снимков, которые затем монтируются вместе с помощью определенных программам пост-обработки. И для этого вида фотографии необходимо использовать штатив.

Текст: Летиция Спано, фотограф, Рим

Перевела Дарья Родчер